Кадровая политика
/news/20557/ privet

Переход к проектному управлению

Объявление о формировании кадрового резерва на должности в Региональном проектном офисе вызвало большой интерес у граждан и, как следствие, огромное количество вопросов. Управление государственной гражданской службы и кадров Аппарата Администрации попытается кратко представить информацию о том, что же все-таки такое «Проектный офис», чем он занимается, каковы основные цели его создания. Полагаем, что данная информация ответит на многие вопросы, а также поможет достойно подготовиться тем, кто решил принять участие в данном конкурсе.

Традиционно в органах власти пересекались две модели работы и управления: процессная, которой подчинена текущая деятельность государственных служащих, и проектная, возникающая при появлении новых сложных задач и организации крупных мероприятий, на решение которых отводится ограниченное количество времени и финансовых ресурсов. Если текущая процессная деятельность укладывается в существующую организационную структуру, регламентирована нормативными актами и поддерживается информационными системами, то проектный подход формализован и тем более автоматизирован гораздо слабее.

Отличительные черты проектной деятельности:

Нацеленность на результат и ресурсные ограничения – у каждого проекта есть паспорт, в котором зафиксированы цель проекта, показатели, результаты, контрольные точки, бюджет. Паспорт проекта позволяет точно понять, что надо сделать, кто отвечает за результат и какие ресурсы выделены, - и появляется нацеленность на результат.

Планирование – одна из ключевых составляющих проектной деятельности. Планы проектов позволяют прочертить траекторию движения к цели, в результате каждый участник проекта знает, когда и что сделать, появляется ясность, собранность, предсказуемость, понимание цели.

Гибкость – в проектном управлении есть гибкость: есть критичные задачи и некритичные, есть возможность гибко менять планы. У проектной команды есть возможность управлять приоритетами и выполнять наиболее важные задачи, а не все сразу.

Проще межведомственное взаимодействие – руководитель проекта получает право в рамках проектной команды ставить задачи и давать поручения напрямую, а представители ведомств в команде проекта будут иметь полномочия принимать решения, а не проходить полные цепочки согласований.

Акцент на управление рисками, а не на реагирование на проблемы – в проектном управлении большое внимание уделяется управлению рисками и прогнозированию проблем, которые еще не случились, и выработке инструментов их предотвращения. Отчетность в рамках проектного управления – это во многом «отчетность за задачи будущего», оценка, есть ли риск невыполнения. Также есть система принятия решений о эскалации на тот уровень принятия решения, которого достаточно, чтобы разрешить риск. И в рамках проектного управления – это плановый режим.

Система мотивации – в паспорте проекта закреплены четкие и понятные всей команде цели, сроки и бюджет, если команда проекта эти цели достигает, уложившись в сроки и бюджет, то все получают проектные бонусы – таким образом все задействованные соисполнители оказываются в одной лодке, и даже межведомственная команда начинает работать сообща.

Решение о системном внедрении проектного управления в органах государственной власти в Российской Федерации было официально принято 30 июня 2016 года. В этот день Президент Российской Федерации подписал Указ № 306.

31 октября 2018 года принято Постановление Правительства РФ № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». В Постановлении установлен порядок и функциональная структура организации проектной деятельности, определены единые подходы к проектной деятельности в Правительстве России, органы управления проектной деятельностью, последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.

Основными задачами Регионального проектного офиса являются:

1) организация обеспечения взаимодействия губернатора НАО и Администрации НАО с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в части касающейся реализации региональных проектов Ненецкого автономного округа, в частности в рамках Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 (участие округа в национальных проектах);

2) обеспечение деятельности координационных, совещательных и иных рабочих органов при губернаторе НАО и Администрации НАО в области организации и осуществления проектной деятельности;

3) взаимодействие органами исполнительными власти Ненецкого автономного округа (ведомственными проектными офисами) в части разработки нормативного и методического обеспечения осуществления проектной деятельности;

4) содействие внедрению и развитию проектной деятельности на территории округа;

5) содействие эффективному взаимодействию исполнительных органов государственной власти округа с экспертным сообществом в процессе подготовки и принятия управленческих решений по вопросам проектного управления.

Основные функции Регионального проектного офиса:

1) Разрабатывает нормативные правовые акты НАО и методическую документацию по проектному управлению;

2) Инициирует проекты, направленные на реализацию стратегии социально-экономического развития НАО;

3) Осуществляет согласование предложений по проектам, проводит классификацию проектов;

4) Обеспечивает формирование и ведение реестра реализуемых проектов;

5) Формирует требования к управлению проектами и портфелями проектов;

6) Сопровождает реализацию проекта на всех этапах его жизненного цикла;

7) Оказывает консультационное содействие команде проекта;

8) Обеспечивает мониторинг реализации проектов, инициирует рассмотрение вопросов, требующих решений управляющего совета, кураторов и руководителей проектов;

9) Осуществляет контроль качества планирования проектной деятельности в части целей, направлений, контрольных точек и показателей выполнения мероприятий проекта;

10) Участвует в переговорах с инвесторами, связанных с инициированием проектов;

11) Координирует мероприятия по обучению и развитию компетенций участников проектной деятельности;

12) Формирует предложения по развитию проектной деятельности в НАО;

13) Обеспечивает деятельность управляющего совета;

14) Осуществляет деятельность, направленную на развитие информационной системы управления проектами;

15) Координирует работу по накоплению опыта и развитию профессиональной компетентности должностных лиц (работников) органов исполнительной власти НАО в сфере проектной деятельности;

16) Запрашивает у органов местного самоуправления НАО, исполнительной власти НАО, территориальных федеральных органов исполнительной власти НАО, организаций округа информацию по вопросам реализации проектов;

17) обеспечивает общую координацию реализации региональных проектов в Ненецком автономном округе;

18) осуществляет мониторинг реализации региональных проектов НАО;

19) предоставляет по запросу проектного офиса Правительства Российской Федерации аналитические и иные материалы в части реализации в Ненецком автономном округе национальных, федеральных и региональных проектов, а также иной информации по проектной деятельности;

20) участвует в контрольных мероприятиях, организованных проектным офисом Правительства Российской Федерации в отношении национальных, федеральных и региональных проектов;

21) осуществляет проверку и свод информации о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов, выполнение задач федеральных проектов, участниками региональных проектов;

22) представляет руководителям региональных проектов предложения по оценке ключевых показателей эффективности деятельности участников региональных проектов, осуществляет свод и проверку данных по итогам оценки.

К руководителю и сотрудникам проектного офиса предъявляются следующие требования:

Ø навыки обработки, систематизации, анализа больших массивов данных;

Ø продвинутый пользователь Microsoft Excel, Microsoft Project, 1С: Предприятие;

Ø умение вести деловую переписку на высоком профессиональном уровне;

Ø свежий взгляд, гибкий ум, высокая личная эффективность, самоорганизация и организаторские навыки;

Ø высокая скорость работы;

Ø умение работать в режиме многозадачности;

Ø активность, инициатива, стремление к личному профессиональному развитию;

Ø лидерские качества, готовность брать ответственность за результат;

Ø готовность к изменениям и постоянному получению новых знаний;

Ø практические навыки бюджетирования, управления бюджетом (отсутствие страха перед крупными бюджетами);

Ø системное, стратегическое мышление, ориентация на результат, умение работать в ситуации высокой степени неопределенности и ненормированного графика, стрессоустойчивость, умение организовать работу в команде;

Ø способность самостоятельно принимать управленческие решения;

Ø навыки эффективной коммуникации и умение отстаивать точку зрения на разных уровнях управления, аргументированность и грамотная письменная и устная речь;

Ø высокий уровень подготовки представления идей для высшего руководства в формате презентаций.

Руководителю также желательно обладать следующими знаниями и умениями:

Ø знание основных методологий, стандартов и инструментов управления проектами и портфелями проектов;

Ø владение английским языком (иными иностранными языками);

Ø опыт руководства проектами;

Ø знания и навыки в области построения информационных систем и баз данных;

Ø умение адекватно оценить трудозатраты с учетом подходов к реализации проекта, ограничений и рисков.

Региональный проектный офис руководствуется в своей деятельности следующими нормативными правовыми актами:

Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 №306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам»

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

Постановление губернатора Ненецкого автономного округа от 18.01.2017 №3-пг «Об организации проектной деятельности в Ненецком автономном округе»

Методические указания по разработке национальных проектов (программ)

Разъяснения по подготовке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных составляющих национальных проектов (программ)