Кадровая политика
/nagrady/nagrazhdennye-lica/gosudarstvennye-nagrady-rf/orden-roditelskaya-slava-vylko-pavel-mitrofanovich-i-tatyana-grigorevn/ privet

Орден "Родительская слава" Вылко Павел Митрофанович и Татьяна Григорьевна

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 755 за заслуги в укреплении института семьи и воспитания детей орденом «Родительская слава» награждены: ВЫЛКО Павел Митрофанович и Татьяна Григорьевна (п. Амдерма, Ненецкий автономный округ).

На сегодняшний день община «Ямб то» – уникальная общность людей, где сохраняется родной язык, культура, традиции, обычаи ненецкого народа. Здесь, в общине, сохранились самые высокие, в лучшем смысле, взаимоотношения: «Человек-Человек» и «Человек-Природа». Здесь живут мужественные и свободные люди, частичка великого ненецкого народа.

В семье Вылко Татьяны Григорьевны и Павла Митрофановича воспитывается десять несовершеннолетних детей. Татьяна Григорьевна и Павел Митрофанович уроженцы поселка Каратайка и города Воркута, оба из многодетных семей. Семья оленеводов постоянно проживают в тундре, ведут кочевой образ жизни, как и их родители.

Сами ненцы называют свою любимую тундру «краем земли». Этот удивительный народ живёт там, где большинство не смогли бы пробыть и месяц.

Обязанности мужчин и женщин строго распределены. Раз в несколько дней сильная половина семьи отправляется к своему стаду оленей. Чаще зимой нельзя: животным нужен покой, иначе они будут плохо есть и не наберут вес. Пасутся они в двадцати километрах от стойбища. Самая большая угроза – это браконьеры и дикие звери.

У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.

Татьяна Григорьевна – заботливая и любящая мать. На ее плечах лежит забота о чуме, заготовка дров и воды, приготовление пищи, ремонт одежды и обуви, стирка, уборка чума и уход за детьми, которые всегда опрятны и накормлены. Она выделывает шкуры и камусы, сама шьет традиционную верхнюю меховую одежду и обувь для всей семьи.

«Адрес» семьи Вылко сменяется за сезон десятки раз. Семья идет вслед за оленями на несколько сотен километров. Ямбдание оленей (собственно, кочевье стада с погонщиками) начнется весной, и забот у коренных жителей станет еще больше. В «пути» Татьяне Григорьевне нужно будет успеть к следующей зиме сшить одежду для мужчин. Для этого в чуме стоят две швейные машинки. Этому умению также обучаются дочки семьи Вылко.

С детства девочки ходят с матерью за топливом, водой. В чуме поддерживают порядок и выполняют домашнюю работу: в играх учатся разделывать рыбу, готовить, укладывать вещи. Много внимания уделяет Татьяна Григорьевна обучению дочерей шитью одежды и обуви. Все дочери Татьяны Григорьевны и Павла Митрофановича практически всю женскую работу умеют выполнять уже к 13-14 годам.

Мальчиков в ненецких семьях всегда воспитывали отцы, дедушки, братья.

Вот и Павел Митрофанович всю свою душу вложил в своих сыновей. Сначала мальчики наблюдали за процессом изготовления аркана, нарт, хорея, шестов для чума, упряжи для оленей. Учились ловить и запрягать оленей. Чтобы научиться этому, мальчики с детства пользовались маленькими арканами, часто изготовленными самостоятельно, набрасывая их на головки нарт, поставленную вертикально палку или на своих товарищей, изображавших оленей. Также сами делали себе луки и стрелы и учились метко стрелять. И хотя на смену старинным лукам давно пришли ружья, мальчики изготовляли маленькие луки и, соревнуясь друг с другом, стреляли в различные неподвижные и подвижные мишени (поставленную или подброшенную дощечку и т. п.).

Уже с 7-8-летнего возраста Павел Митрофанович учил сыновей самостоятельно запрягать оленей и править запряжкой. У детей всегда есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, костяные недоуздки, упряжь из кожи, сукна или тряпочек, нарточки самых разнообразных размеров.

Лет с восьми под руководством отца сыновья семьи Вылко выполняли несложные работы: выстругивали простые детали, помогали запрягать и распрягать оленей. С 10-11 лет они становятся уже самостоятельными пастухами и уходят со стадом на пастбище. Они помогают отцу перевозить грузы, чинить упряжь, делать нарты, ходить с отцом на охоту за диким оленем.

Отец брал сыновей в стадо, показывал и рассказывал особенности ухода за оленями и приучал их к самостоятельной работе, поручая различные задания.

Если говорить в целом о системе воспитания, то в ненецких семьях воспитание детей происходит по типу – сотрудничество, в русских же семьях преобладает тип воспитания – опека.

Жизненный опыт, навыки труда, культуру и традиции, правила поведения – все это Татьяна Григорьевна и Павел Митрофанович переняли от своих родителей, а сейчас все свои знания, умение выживать в суровых условиях, они передают своим детям. На личном примере учат старших детей с ранних лет заботиться о младших, прибираться в чуме. Мальчики следуют во всем примеру отца. Во время перекочевок дети помогают матери укладывать посуду, собирают внутреннее убранство чума, складывают на грузовые нарты в определенном порядке и так далее, а на стоянках помогают устанавливать чум. С малых лет родители воспитывают в детях уважение к старшим, правила поведения в обществе, заботливое отношение друг к другу и любовь к природе, национальной культуре.

Образование дети получают в школе – интернате пос. Каратайка. Дети общительны, воспитаны, уважительно относятся к старшим, заботятся о младших. В летний период, когда проводится традиционный праздник «День оленя», и дети, и родители активно участвуют в традиционных видах спорта и играх.

Община «Ямб то» сегодня – это редкий социум людей, сохраняющий традиции предков. Выпивка и курение здесь по-прежнему считаются большим пороком, а труд – великой добродетелью. В «Ямб То» работают все: от ребятишек, едва научившихся ходить, до седых стариков. «Я не могу жить без тундры, – признаётся Павел Митрофанович. – Когда приезжаю в город по делам, сразу начинаю скучать. Тундра – мой дом, моя семья, здесь всё ясно и понятно. Будешь работать – выживешь, начнёшь пить и бездельничать – умрёшь от голода».

Многие семьи живут в добротных чумах с красочным убранством, с современными предметами быта. Каждая семья приобрела дизель-генератор и постепенно керосиновые лампы уходят в прошлое. Хотя в тундре нет мобильной связи, но телевизор имеется в каждом чуме.

Как и несколько столетий назад, именно в семье дети проходят жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях Севера, и усваивают хозяйственные и охотничьи навыки, выработанные веками. Сегодня, как и сотни лет назад воспитание детей у Татьяны Григорьевны и Павла Митрофановича занимает особую роль, так как от этого зависит их жизнь в гармонии с суровой северной природой.